Поярчим?
Если большинство 2,5-полосных аудиосистем представляют собой конструкцию из одного твитера, одного низкочастотника и одного динамика, отыгрывающего низко- и среднечастотный диапазон, то в Opticon 5 история совсем иная: полторы полосы у них приходятся на высокочастотную область.
Там резвится гибридная схема из классического твитера с мягким куполом диаметром 28 мм и ленты размером 17х45 мм. Купольный твитер играет от 2,4 кГц и до победного конца где-то за 20 кГц, а на 14 кГц к нему присоединяется лента, способная воспроизводить частоты аж до 32 кГц.
Две с половинкой полосы в нестандартном исполнении: полторы уходят на высокие частоты
Низы и середину отыгрывает один динамик диаметром 6,5 дюймов с диффузором из хорошо знакомой бумажно-древесной массы. В этой серии уже используется фирменный материал SMC — магнитомягкий компаунд, из которого и собрана часть магнитной системы динамика. О нем подробно рассказывал @Gorbatov, побывавший у DALI в гостях — даже с графиками.
Сам излучатель выгнут ровной чашечкой, в центре нет никаких фазовыравнивающих пуль. Подвес у него резиновый, крепится к алюминиевому кольцу. В кольце, кстати, спрятаны и отверстия для штырьков защитной решетки — вполне успешно маскирующиеся под винты. До магнитной решетки Opticon еще не доросли.
Технически конфигурация СЧ/НЧ-звена не отличается от Opticon 2: динамик только один и такого же размера, но зато в напольном варианте ему отведен достаточно серьезный объем, и воздуха он гоняет заметно побольше.
Басить ему помогает фазоинвертор, настроенный на 43 Гц — причем расположен он непосредственно напротив динамика, то есть по центру задней стенки. Ближе к днищу размещены две пары клемм для подключения — так что бивайринг есть.
МДФ для корпусов нарезают на датской фабрике, там же вкручивают и динамики. В корпусе используют листы двух вариантов: для фронтальной панели потолще, аж 25 мм. В белой версии основной корпус покрыт сатиновым винилом без структуры дерева дерева, а фронтальная панель выделена глянцем, на котором серебрятся блок с твитерами и логотип, да темнеет кольцо вуфера.
У меня есть небольшие опасения насчет того, что со временем белая версия из-за разницы в типе отделки будет неравномерно желтеть — но, думаю, существующие владельцы Opticon смогут этот момент подтвердить или опровергнуть.
Одна из главных фишек акустики — гибридный модуль твитера, в котором вместе с мягким купольным динамиком резвится лента, подключающаяся с 14 кГц
Белая акустика — это все-таки красиво. В плане ухода может быть хлопотно, да и пыль на ней видна слишком уж хорошо, но мне кажется, что белые версии выглядят элегантнее черных. Особенно в случае DALI: белый собирает коричневые диффузоры, серебристые волноводы твитеров и черные кольца вокруг динамиков в единый ансамбль.
Ну и не стоит забывать, что колоночки-то небольшие, а белый цвет визуально увеличивает габариты. Может, кому-то этот момент будет важен. Но несмотря на небольшие габариты, собраны Opticon 5 ладно, крепко, передвигать их с места на место совсем не страшно — не развалятся. Чуть выходящие за габариты корпуса площадки с ножками-шипами обеспечивают узким напольникам довольно неплохую устойчивость (но один шип у тестового образца постоянно откручивался).
Его величество Рояль
Для прослушивания новинок собрали следующую систему: усилитель Cambridge Audio CXA81 и стример CXN V2. В принципе, это все, что понадобилось для оформления законченного Hi-Fi-сетапа.
С первых нот композиции «Merry Christmas Mr. Lawrence» в исполнении Ryuichi Sakamoto слушателя захватывает рояль. Opticon 2 MK2 определенно подружатся с подобными инструментами. Хорошая артикуляция каждой клавиши, явные послезвучия нот. В целом, рояль подается очень живо и, не побоюсь этого слова, натурально.
Но когда в дело вступили виолончели, энтузиазма у меня чуть поубавилось. Хотелось бы больше тела и массы, чтобы ощутить инструмент целиком, а не только его струны. Но по большому счету, и этого оказалось достаточно, чтобы передать настроение композиции.
С каждым новым треком при участии рояля мнение все больше утверждалось: «оптиконы» и рояли просто созданы друг для друга. Спокойствие и размеренность трека «In A Notebook» от Goldmund погружает слушателя в тихие скрипы старых клавиш, и каждый молоточек имеет момент касания к струне, а также мягкие и плавные затухания. Прослушивание этого трека действительно доставило удовольствие — и не последнюю роль в этом сыграли Opticon 2 MK2.
Но пора бы уже добавить экспрессии и красок.
В угоду тенденциям
В разговорах с коллегами и представителями брендов я часто слышала, что в последние годы идет мода на яркий, звонкий звук. Кто-то добивается такого характера за счет использования металлических твитеров, а DALI решили поставить два разных высокочастотника — и добились нужного эффекта. Самое веселье у них как раз творится в высокочастотном диапазоне и на стыке с серединой.
Важно помнить, что DALI рекомендуют параллельную установку акустики — при направленной на слушателя сцена проваливается куда-то к дальней стене, выгибаясь чашечкой, и фокусируется исключительно между колонками, практически не выкидывая всполохов звука в стороны и вверх. Параллельная же установка расправляет сцену вширь, дает ей объема и многослойности — особенно в глубину
Акустике очень нравится играть с глубиной, особенно хорошо это чувствуется в мелодиях, наполненных стереоэффектами: они роятся вокруг колонок, не сталкиваясь друг с другом, каждый на своем расстоянии от слушателя, бегают туда-сюда достаточно свободно. Музыка с Opticon 5 в принципе кажется слоеным пирогом — правда, с не очень равномерно промазанными связующим кремом слоями.
Я не знаю, как так вышло, но бас у них, по моим ощущениям, немного разрозненный: партии, стремящиеся к инфранизу и, наоборот, заседающие в мидбасовом диапазоне, очень явно отделены друг от друга, хотя их воспроизводит один динамик.
Порт фазоинвертора расположен прямо напротив СЧ/НЧ-динамика
Низы очень аккуратные, некрупные, но выпуклые и фактурные. Иногда, правда, гудят, но это в первую очередь особенность помещения, а не самой акустики. Такая довольно интеллигентная подача в низкочастотном диапазоне не очень хорошо уживается с агрессивными тяжелыми жанрами и гулкими джазово-трип-хопными историями. Тошинори Кондо звучит, конечно, психоделично и живо, но недостаточно глубоко, будто затрагивая лишь поверхностный уровень сознания.
Тяжелые жанры играют очень светло, но в многослойных мелодиях это даже на руку — если обычно за жиром и мясом бывает не слышно деталей, то в случае с Opticon 5 они становятся более заметными. В «BFG Division» из саундтрека «DOOM» намного ярче ощущались псевдодискретные фоновые завывания, да и Animals As Leaders обрели дополнительную мелодичность, хоть и в ущерб текстурности гитары Тосина Абаси.
Мясистости низам можно добавить, поиграв с расстановкой акустики и расположением места для прослушивания, экспериментируя с самой комнатой — но придется немного пожертвовать детальностью. А Opticon 5, кажется, очень любят фоновые элементы мелодий и охотнее взаимодействуют с ними, чем с вытащенным на первый план ритмом. Легкий шелест тарелок в джаз-хопе не пропадает за гулом контрабаса, а отлично вписывается в тандем с ним и с нежным фортепиано.
Скорости недостает: шуструю и мощную бочку, истеричные запилы скрипок, неизящную электронную долбежку Opticon 5 не могут отыграть четко и немного теряются. Эффекта каши не создают, но объема в этих моментах недостаточно. А вот с аккуратными струнными, не ставящими рекорды по скоростной игре, такого нет: на месте и фактура, и звонкость, и даже какой-то вес.
Стрекот в начале «Drove Through Ghosts To Get There» от 65daysofstatic обласкан акустикой в самом максимальном объеме: он увесистый, плотный, осязаемый, особенно на фоне меланхоличного пианино и ломаных сэмплов, и в исполнении DALI получился действительно гнетущим.
В белом цвете выглядят очень универсально и, пожалуй, подойдут к любому интерьеру
Даже в самую плотную музыку акустика добавляет воздуха — этот эффект очень явно почувствовался в шумной кульминации «The Day The World Went Away» Nine Inch Nails: казалось бы, момент должен задавить немелодичными волнами гула и искажений, но акустика ему этого не дает, подмешивая немного свободы. С индастриалом история похожая: Opticon 5 разделят пласты шума, добавив между ними пространства, и не позволят утонуть в крови из ушей, даже если этого очень хочется.
Габариты акустики и всего один динамик, работающий на СЧ/НЧ-диапазон, все же создают ограничения. Например, масштабную симфоническую музыку, глубоко басовитую, протяжную, наполненную инструментами, слушать скучно — колонкам недостает эпичности и грандиозности. А вот что-то аккуратно-камерное, меланхоличное, лишь изредка взрывающееся яркими моментами, вроде саундтрека «Hollow Knight», Opticon 5 воспроизводят приятно. Эта акустика — для личных историй, а не для глобального душевного подъема.
Тайный журнал и его секреты
Мистер Mop-Mop — просим на сцену. И господин Бас — пусть выйдет с вами. Просим, просим!
Диковинная музыка с африканским колоритом, которую Dj Mop-Mop уже не первый год извлекает из недр своего вдохновения, оказалась по силам не каждой акустике. Чего стоит один только трек «Hot Pot» — помимо сложной басовой нагрузки, он готов взорвать восприятие слушателя обилием микроконтрастов и инструментов, прописанных отдельными партиями.
Чего скрывать — здесь «оптиконам» пришлось изрядно напрячься, чтобы осилить материал целиком, от края до края. Разрешения и количества деталей, которые MK2 направили в сторону слушателя, было вполне достаточно как для кропотливого анализа каждого инструмента, так и для оценки композиции в целом.
Но сколь бы сильным не было напряжение «оптиконов», в басовой партии они спасовали. И дело здесь не в недостаточном качестве баса, а в его количестве и глубине: для этого трека имеющихся показателей было явно недостаточно.
Тот же инцидент произошел и при встрече акустики с Максом Рихтером. «Shadow Journal», к сожалению, потерял свою магию. Чеканка печатной машинки, голос женщины, скрипка и арфа являются только заглавными страницами, а самое интересное открывается после них — глубокая басовая партия призвана обеспечить максимальное погружение в атмосферу трека. Но тайна мрачного журнала на этот раз оказалась не раскрыта.
Впрочем, заглянув в паспортные характеристики акустики, я несколько успокоился. Видимо, после впечатлений от рояля ожидания были несколько завышены — и далее стоит поискать что-то менее экстравагантное в части низких частот. Видимо, Мистер Бас сегодня занят, вместо него будет его коллега — МидБас.
Вот здесь Opticon 2 расслабились, но хватку не потеряли, потому как отчеканить мидбасовые партии для них не составило труда. Disturbed с треком «Down The Sickness» выступили хорошо, вызвав овации из комнаты, соседствующей с комнатой для прослушивания.
Детальности и прозрачности «оптиконам» точно не занимать, разборчивость партий разных инструментов находится на хорошем уровне, сколь бы сложными они не были. А для большей части трека баса было достаточно, чтобы не потерять основу и отбить ритм.
Дизайн и обновления
Дизайнеры линейки Opticon MK2 не зря едят свой хлеб: на мой вкус, внешние изменения, произошедшие во всей линейке Opticon, пришлись очень кстати. Если абстрагироваться от вкусовщины — это путь в сторону минимализма. И кто бы что ни говорил, но когда современная и технологичная акустика выглядит соответствующе — и глазу любо посмотреть, и в домашний дизайн несложно разместить.
Думаю, что в DALI к этому и стремились. Это подтверждается использованием матовой краски во всех трех вариантах расцветки, а белые матовые Opticon 2 MK2, которые принимали участие в сегодняшнем тесте, просто покорили меня с первого взгляда.
Черный матовый и «темный дуб» (или «табачный дуб» — в дословном переводе) также призваны удачно вписаться в интерьер и не обращать на себя лишнего внимания. Правило «трех цветов» в дизайне позволило визуально гармонизировать акустику: диффузор басового динамика медного оттенка просто обязан стать ключевым звеном для победы в каком-нибудь конкурсе по дизайну акустических систем.
По аналогии с предшественниками, Opticon 2 MK2 имеют два излучателя на лицевой панели и, соответственно, две полосы. Тканевый купольный твитер диаметром 29 мм достался обновленным «оптиконам» по наследству от более старшей линейки акустических систем Dali — Callisto. И теперь он является достоянием всех АС в серии Opticon MK2. Обрамлен твитер волноводом с лучеобразной насечкой — и несколько утоплен в него.
Ниже расположился драйвер, отвечающий за воспроизведение низких и средних частот. Так же, как и у предшественника, он вооружен магнитной системой SMC, которая призвана работать в сторону устранения паразитных электроакустических явлений. Аналогично ВЧ-драйверу, эта система изначально имеет корни у другой старшей линейки — Epicon.
Сам же диффузор драйвера диаметром 6,5 дюймов, по традиции, выполнен из бумажно-древесного волокна.
Низкочастотник имеет матовое черное обрамление, независимо от расцветки акустики, а твитер размещен на металлической панели такого же цвета, которая визуально объединяет оба драйвера.
На тыльной панели нас встречает довольно крупного диаметра фазоинвертор рефлекторного типа (Dual Flare), который, к тому же, имеет изрядную глубину. Если пристально всмотреться в его недра, то можно разглядеть магнитную систему твиттера. Ниже, в уютном кокпите находятся два терминала для подключения акустического кабеля.
По традиции, акустика полностью изготовлена и собрана в Дании — на собственных мощностях Dali.
Ставка на вокал
Вокал и все инструменты, входящие в среднечастотный диапазон, еще во время предыдущих этапов дали понять, что эта ставка точно не пройдет без выигрыша. Этот диапазон наполнен жизнью и деталями — обладает и полнотой, и утонченностью одновременно.
Рассматривая конкретные примеры, можно использовать Toni Braxton с композицией «Un-Break My Heart». Вокал Тони имеет хорошую балансировку, совершая на протяжении трека определенные амплитуды меж октав. DALI Opticon 6 MK2 хорошо это показывают — как в моменте погружения вокала к нижней части диапазона, так и во время взлета в пространство в верхней (вот и гибридный твитер). Эмоциональность, как вы догадались, присутствует в должной мере.
Если обратить внимание на оркестровые записи — «Vivaldi, The Four Seasons — Spring» в исполнении Макса Рихтера и компании — обилие скрипок, как первого, так и второго плана, не смутили «оптиконы» MK2. Все они остались читаемы, разделены по планам и партиям
На мой вкус, немного не хватило «Hi-End-ной дерзости» главной скрипке, которая периодически взлетает над остальными. Но это уже придирки и вкусовщина.
Саксофонные партии не оставляют слушателя равнодушным. Имея широкий диапазон, они погружают в уже ранее отчасти обсужденный лайв — «Blues For Angels» от Raphael Imbert. Аплодисменты и живая речь — очень явно и натурально.
Пару слов стоит сказать о построении воображаемой сцены. Думаю, она оказалась типичной для акустики DALI в этом сегменте: не поражает глубиной, но строится достаточно просторно и широко, с хорошим позиционированием. Образы в сцене крупные и полные, как и полагается уважающим себя напольникам.
Ставка на высокие частоты
Можем начать там же, где закончили — «Valkiria». Во вступлении прекрасно прописаны перкуссии, и «оптиконы» прямо-таки с удовольствием это показывают. Насыщенность, чистота и «хрусталь». Когда речь заходит о перкуссиях, которые сводил звукорежиссер, понятия не имеющий о существовании Hi-Fi — как ни странно, особого отторжения их озвучивание «оптиконами» не вызывает.
Хотя, казалось бы, твитеры должны были сокрушить слушателя, распыляя в его сторону со всей своей мощью и потенциалом одни из пренеприятнейших звуков неживой природы. Видимо, пара твитеров также не имеет особо ощутимых пиков АЧХ, что, в частности, позволяет слушателю без труда расследовать, где и в каком месте прячется та или иная тарелка барабанной установки, ловко скрываемая неумелым звукорежиссером.
Вокал, попадающий в зону действия гибридного твитера, получает крайне воздушные оттенки и легкость послезвучий, что в целом освежает звуковое полотно.
По общим же впечатлениям, высокие частоты все-таки акцентированы — то есть присутствует некая доля доминирования. И если сопоставить ВЧ со среднечастотным диапазоном, то преобладание ВЧ стремится к нулю, но не равно ему. А вот доминация ВЧ над басом сомнений не вызывает. Но рамки приличия соблюдены — и это не ощущается как «перекошенная тоналка». Так, легкий флирт.
Ставка на бас
Тестирование проходило в московском салоне Pult.ru. В систему к DALI Opticon 6 MK2 были включены два компонента от Cambridge Audio: это стример CXN V2 и усилитель CXA81. Наша ставка на бас зафиксирована, рулетка треков из Tidal уже раскручена. Остается только наблюдать.
Первым треком, по которому мы поймем, сыграла наша ставка или нет, стал «Blues For Angels» от Raphael Imbert. Здесь, начиная со вступления и на протяжении всего трека, можно ощутить низкочастотные удары бочки. Они выражены не явно — и не каждая акустика может показать их в масштабе композиции.
Как оказалось, DALI Opticon 6 MK2 входит в список тех акустических систем, которые способны на это. Мало того, к моему удивлению, «оптиконы» позволили ощутить этот бас тактильно, что, учитывая их небольшие габариты, просто возмутительно. И все это — с сохранением контроля и разборчивости остальных низкочастотных партий. Похоже, нововведения прошли не зря.
Касаемо противоположного края басового спектра — мидбаса — я послушал известный трек «The Chain» от Fleetwood Mac. Отличная проверка на способность акустики показывать динамику в композициях. Результат не так порадовал, как с предыдущим треком, но все же остался на приемлемом уровне.
Динамика малого барабана осталась несколько сдержанной и академичной — в то время, когда хотелось больше панча и драйва. Да и в целом, по моему мнению, «The Chain» и Opticon 6 MK2 не подружились. И не только из-за нехватки панча, но и по ряду других показателей, речь о которых пойдет чуть позже.
В то же время, если обратиться к тяжелым жанрам, то «Valkiria» от Amon Amarth прозвучала уместно. И скорости в нижнем регистре, и разборчивости «оптиконам» хватало — и динамика оставалась приемлемой. Но драйва, чтобы потрясти хаером и стоптать пару камелотов — недостаточно.
В целом, можно констатировать, что ставка на бас скорее сыграла, чем нет
Общие впечатления от игры позитивные: бас не тянет на себя излишнее внимание, не имеет акцентов и подается ровно
Упор сделан скорее на качество проработки, нюансы и детали этого регистра не маскируются излишней массой. Думаю, такая настройка НЧ доставит меньше хлопот при интеграции в комнату для прослушивания.
Дизайн MK2
Обновление, которое мы заслужили. Уж не знаю, много ли среди нас любителей минимализма, но если они здесь присутствуют — господа, у меня для вас хорошие новости. Если оставить в стороне рассматриваемые сегодня «оптиконы» в цвете «темный дуб» (или «табачный дуб», если переводить дословно), то оставшиеся две модели — матовый белый и матовый черный — выглядят очень посвежевшими и современными. На мой взгляд, вариант отделки «темный дуб» выглядит более классическим.
В дизайне — никаких лишних элементов, привлекающих к себе внимание. Неизменно черная матовая окантовка динамиков и блока ВЧ-излучателей — во всех трех расцветках
В нашем экземпляре еще и вся лицевая панель имеет матовый черный цвет.
На боковых и верхней панелях рассматривать особо нечего — разве что, в нашем случае, полюбоваться текстурой темного дуба. Стык верхней и лицевой панелей имеет отчасти скошенную грань, на которой заботливые дизайнеры написали для своих приверженцев какое-то послание на иностранном языке.
Ниже, на лицевой панели, расположен блок гибридного твитера, который состоит из двух излучателей. Первый — тканевый купольный, диаметром 29 мм, который, по слухам, позаимствован из линейки Callisto. Этот твитер, как и у Opticon 6 MK1, работает в диапазоне от 2 200 до 14 000 Гц. Второй — ленточный излучатель размером 17х45 мм, который подхватывает эстафету после 14 кГц.
Исходя из такой хитрой конструкции из двух твитеров, можно решить, что ВЧ-фобам стоит сразу пройти мимо: сейчас хитрая «гармошка» в паре с куполом всем покажет, как нужно играть высокие частоты! Но только прослушивание все расставит по своим местам.
Ниже твитеров, на лицевой панели, находятся два драйвера с диффузорами из бумажно-древесного волокна размером 6,5 дюймов каждый. Здесь использованы новые для линейки Opticon динамики с магнитной системой SMC и фирменным компаундом. Поговаривают, что такие же технологии применены в линейке Epicon.
Самый нижний драйвер срезан фильтром на 800 Гц, а частота, на которой верхний драйвер уступает место купольному твитеру — 2 200 Гц. Так что можно считать, что акустика имеет в своем распоряжении две с половиной полосы.
На тыльной панели разместились два относительно небольших фазоинверторных порта рефлекторного типа (Dual Flare), а внизу — две пары клемм для акустических проводов.
Также производитель заявляет, что изменения коснулись и кроссовера. Поэтому тональный баланс акустики не остался прежним, а отрегулирован нарочито так, чтобы подчеркнуть все преимущества, которые получены в результате нововведений. Это настораживает.
Производство всех компонентов и конечная сборка акустической системы проходит в Дании, что для фанатов DALI давно является нормой, а для многих других брендов — наставлением.
Габариты и вес Opticon 6 MK2 остались идентичными первой итерации. Единственное, что удалось заметить — по высоте MK2 прибавили миллиметр
Сложно судить, с чем это связано, так что не будем заострять на этом внимание